Вы тут
Бабруйск Мінулае 

Как жили белорусы 150 лет тому назад?

Не каждый благодарный потомок, что бы узнать как жили его прапрадеды, будет листать этнографические фолианты.
В целях повышения общеобразовательного уровня, предлагаю ознакомиться с основными тезисами работы известного белорусского историка Митрофана Довнара-Запольского “Этнография и социология, обычное право, статистика, белорусская письменность”, изданной в Киеве в 1909 году. Работа написана на основании анализа судебной практики и наблюдений автора.

Мужской и женский труд

Для белорусов ХIX века характерно разделение труда на мужской и женский.

Мужская работа, прежде всего связана с обработкой земли. Пахал, бороновал, косил, молол – мужчина. За ним был досмотр скота зимой, рубка дров и заготовка лаптей.

Крестьяне Минской губернии, фото неизвестного автора, 1867 год.

Женщина готовила пищу для всей семьи, носила воду, смотрела за огородом, ткала, шила всей семье бельё, стирала. Из сельскохозяйственных работ: копала картофель, выдёргивала лён, убирала коноплю, жала рожь. Летом – осенью обирала грибы, ягоды, орехи.

Наш прапрадед ни за что не стал бы доставать из печи пищу, из сундука бельё, а перед отправкой в дорогу делать себе ссобойку. Это работа хозяйки.

Полесская девушка за пряжей. Фото 1900 года, из коллекции Ю. Шиманчика (ПНР)

С пяти лет ребенок начинал смотреть за своими младшими братьями и сёстрами. С 7-8 пасти домашних животных, с 12-ти мальчики начинали осваивать навыки земледелия: сгребать сено, бороновать. В 15 лет подросток брал в руки косу и цепь, через год – два соху.

Фото из этнографической коллекции Исака Сербова 1911-1912 гг.

Таким образом, к 20 годам, молодой человек умел делать любую мужскую работу. Девушка, в свою очередь к 16-17 годам умела делать всю женскую работу.

Кто в семье главный?

Нашу прапрабабушку нельзя назвать угнетённой, он безраздельно властвовала в своей сфере. Была помощницей и первым советником своего мужа. Сыновья до 14 лет, дочери до замужества и невестки на протяжении всей жизни, находились в полном подчинении жены хозяина дома.

Фото из этнографической коллекции Исака Сербова 1911-1912 гг.

Обычай вменял жене подчиняться мужу, но это не требовал слепого повиновения. Для белорусов, хорошее отношение мужа к жене явление обыденное, можно сказать традиционное.

В белорусской семье ХIX века жёсткое обращение мужа с женой – явление крайне редкое. Только проникавшее в общество пьянство нарушала семейную идиллию. Обычай, в случае неоправданно жестокого обращения мужа с женой, позволял последней уйти из семьи. Однако, в случае ухода без причины, суд и общество были на стороне супруга.

Любовь и брак

При заключении брака первостепенное значение имели экономические причины. Но и в этой сфере родители пытались по возможности согласовать с молодыми кандидатуры их будущего спутника жизни.

Фото из этнографической коллекции Исака Сербова 1911-1912 гг.

Со свадьбой старшего сына всегда спешили, так как семья нуждается в работнице. Старшую дочь напротив, старались год другой попридержать дома. Кроме этого свадьба – мероприятие расходное, а для дочери нужно ещё и приданное. Как правило, одежда на несколько лет, постельные принадлежности (подушки, перина, тёплое одеяло) и какое ни будь домашнее животное (овца, свинья, корова). Приданное в виде денег для белорусов не характерно.

На нового члена семьи смотрели исключительно с точки зрения рабочей силы. Красота, часто даже богатство, для невесты в глазах белоруса не имели никакого значения.

Прежде всего, нужна – хорошая работница. Единственное условие – непорочность. Опороченная девушка с трудом могла найти себе жениха, чаще всего вдовца или бедного сироту.

Непорочность

Девушка рискнувшая выйти замуж путём обмана в случае открытия правды, подвергалась поруганию не только сама, но вся её семья. Такая свадьба в большинстве случаев расстраивалась.

Женщины Могилевской губернии, фото неизвестного автора, 1867 год.

Непорочность часто всплывала до венчания в церкви. Важнейшая часть свадебного ритуала «посад» (невесту садили в почётном месте, на лавку посыпанную зерном и накрытую шкурами животных) совершалась до похода в церковь. Редкая девушка потерявшая целомудрие решалась сесть на «посад».

Только заступничество жениха, принимавшего грех на себя, могло спасти невесту, но это не избавляло её от постоянных укоров со стороны его родни.

В некоторых местах, где сохранялись более древние черты свадебного ритуала, требовалась непорочность и жениха. Отказ молодого человека сесть на «посад», приводил к тем же последствиям.

По нравственным законам, молодой человек опорочивший девушку, должен на ней жениться.

На этом, настаивала, не только вся семья девушки, но и родственники жениха. Таким образом, в случае добрачного секса уклониться от женитьбы было сложно.

Фото из этнографической коллекции Исака Сербова 1911-1912 гг.

Сожительство, как сейчас говорят – гражданский брак, хоть и редко, но встречалось. Было характерно для дальних родственников, которые не могли венчаться по церковным правилам.

Развод для белорусов ХIX века большая редкость.

Подготовил Константин Иванов

2 Думкі наконт: Как жили белорусы 150 лет тому назад?

  1. Колонтай

    “В некоторых местах, где сохранялись более древние черты свадебного ритуала, требовалась непорочность и жениха. Отказ молодого человека сесть на «посад», приводил к тем же последствиям”.
    Хорошо хоть в некоторых местах было чуточку справедливости!

  2. Колонтай

    “В некоторых местах, где сохранялись более древние черты свадебного ритуала, требовалась непорочность и жениха. Отказ молодого человека сесть на «посад», приводил к тем же последствиям”.
    Хорошо хоть в некоторых местах было чуточку справедливости!

Ваша меркаваньне

Scroll Up